Забыли пароль? Регистрация
 
Добро пожаловать на один из старейших сайтов Гжели! 
 
Сайт "Электронная Гжель" это:
 
  • интересная и полезная информация об истории Гжели
  • эксклюзивные интервью о людях живущих в Гжели
  • гжельские фотографии и видеоролики, авторская гжельская музыка, стихи и книги гжельских писателей
  • самый крупный каталог гжельских фирм, магазинов, предприятий, различных услуг
  • доска объявлений в Гжели
  • общение на старейшем гжельском форуме

Гжель - это интересно!

Электронная Гжель - наш совершенный город Цветы и пчелы /с. Речицы/ (© Sollga) Огненное небо (© Gionet) Туман над водой (© Sollga) Поезд в Гжели /ст. Гжель/ (© AlexanderSH) Солнечная весна /п. Электроизолятор/ (© AlexanderSH) Радуга (© Gionet) Жизнь в воде (© Sollga)

Церкви Гжели


 

Краткое описание историй церквей в Гжели.

Информация перенесена с прошлой версии этого сайта, где была опубликована пользователем Gionet.


 

 

Церковь Великомученика Димитрия Солунского


Село Пласкинино образовалось от слияния д. Пласкинино (Удельного ведомства) и погоста Дорков. Построенная на погосте Дорки в 1704 г. деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского сгорела в 1845 г. В том же году построены молитвенный дом, для отправления в нём утреннего и вечернего богослужения, и деревянная на столпах колокольня.

В 1847 г. «по указу Московской Духовной Консистории заложена новая каменная церковь в то же именование с Ильинским приделом и колокольней. В 1848 г. церковь и трапеза вчерне сделаны, колокольня не сооружена». К 1850 г. построена колокольня. При храме причт издавна: священник, дьячок, пономарь.

В 1848 г. в храме погоста Дорки служил священник Илия Иванович Садковский, ему было 66 лет. Он родился в Московской губернии, в семье священника. По увольнении из риторики Московской академии в 1802 г. посвящён во диакона к Рождественской церкви с. Иевлево Радонежской десятины. В 1805 г. посвящён в с. Семёновское к Спасской церкви во священника, откуда переведён в с. Бутурлине, затем к Димитриевской церкви на погосте Дорки. В приходе было 57 дворов крестьян православных и 51 двор раскольников беглопоповцев.
В советское время храм закрыт и разрушен, осталась одна колокольня.

 

 


 

 

Храм Успения Божией Матери села Гжель


Дворцовая волость Гжель известна с 1-й трети XIV в. Она упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты, потом принадлежала великому князю Димитрию Донскому, его сыну Василию, после смерти Василия перешла к его вдове Софии Витовтовне, она в 1453 г. завещала Гжель своему внуку Юрию Васильевичу.

Первое упоминание в документах о с. Гжель на речке Гжелке относится к 1519 г.: «Во Гжели дворцовое село Гжель». Оно стало центром волости. В 1628 г. в селе два деревянных храма: Успения Пресвятой Богородицы и более древний, который стоял «пустой и обвалился», - Великомученика Димитрия Солунского. В1701 г. к Успенской церкви пристроен придел Святителя Николая. В 1710-1717 гг. появилась каменная церковь.
При Успенском храме причт издавна: 2 священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря. Священником в 1845 г. был Михаил Феодорович Лебедев. Он родился в 1792 г. До 1831 г. он служил в храме с. Федоскино (в наше время в Мытищинском районе Московской области, затем во Гжели. О. Михаил исполнял должность законоучителя в Гжельском удельном училище. Вторым священником был о. Иоанн Смирнов. С 1843 г. в Успенском храме служили диакон Александр Иванович Державин (р. 1819, сын «Московской Ивановской колокольни звонаря»), дьячки Максим Андреевич Спасский и Павел Леонтьевич Ласкин, пономари Александр Иванович Птицын (51 год) и Валериан Андреевич Боголепов (36 лет). В 1850 г. настоятелем церкви был священник Иоанн Васильевич Смирнов, в то время ему был 51 год. Он родился в семье священника Московской губернии, в 1822 г. окончил Московскую Перервинскую семинарию с аттестатом 2-го разряда и был рукоположен во священника к Успенской церкви с. Кишкино Бронницкого уезда, оттуда переведён в Гжель. По представлению московского удельного начальства был законоучителем в Гжельском сельском училище. Вторым священником был Василий Степанович Постников, (р. 1812 в семье дьячка), «обучался в Вифанской семинарии, где проходил положенные науки, среди языков - французский, на котором 2 года проходил должность лектора». По окончании семинарии с аттестатом 2-го разряда рукоположен во священника к Троицкой церкви с. Язвищи Волоколамского уезда. Из Язвищ переведён в с. Гжель - удельного ведомства. У о. Василия и его жены Евдокии Матвеевны было четверо детей.
Во Гжели с давних пор существовал каменный холодный храм Успения Пресвятой Богородицы, к которому в 1860-х гг. были пристроены два тёплых придела - Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая. Холодный храм к 1870-м гг. пришёл в ветхость, проводить в нём богослужения стало небезопасно, их стали совершать в тёплом храме. В 1882 г. из-за большой трещины в стене холодный храм был разобран. Настоятель, о. Николай Павлович Сперанский, обратился к прихожанам с просьбой собрать средства на построение нового храма. Они были собраны, решено к тёплому храму сделать пристройку с восточной стороны и перенести в неё престолы придельных храмов, а между ними устроить главный престол (все три в один ряд), что и было выполнено по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневс¬кого (1825-1885, окончил с золотой медалью Высшее строительное училище в Петербурге, работал городским архитектором в Орле, после выхода в отставку в 1865 г. занимался частной практикой). Работы были закончены в 1886 г., и 27 ноября храм освящён. Много трудов положили о. Николай Сперанский и церковный староста Фёдор Лукич Гусев. Ко времени окончания строительства о. Николай был в священстве 32 года, прихожане любили его за частое произнесение поучений, отеческие наставления и благоговейное служение. По окончании строительства, с разрешения еперхиального начальства, прихожане поднесли о. Николаю золотой наперсный крест с украшениями. В 1899 г. настоятелем построена церковно-приходская школа. С начала своего священнического служения (1853) он безвозмездно преподавал Закон Божий детям в созданном им училище. С 1867 по 1879 г. был законоучителем в Гжельском народном училище. В 1884 г. награждён орденом Святой Анны 3-й степени за то, что 7 лет содержал на свои средства училище, в котором учились 25 мальчиков и девочек.
Успенский храм с. Гжель был последним местом служения священномученика Леонтия (Гримальского (1869-1938)). Протоиерей (с 1922 г.), в 1932 г. он был назначен в храм Святых апостолов Петра и Павла в с. Петровском (ныне г. Лыткарино). До этого служил в храме Смоленской иконы Божией Матери в с. Жегапово (ныне в Щёлковском районе). В июле 1937 г. переведён в Ильинский погост (Стребуково, ныне в Солнечногорском районе Московской области), 31 октября того же года начал служить в Успенском храме с. Гжель. 26 января 1938 г. о. Леонтий был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации, 26 февраля расстрелян.

До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»… За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 80-е годы храм переходит к НПО «Синь Росси», которое использует его как цех по производству нетканых материалов.

В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.

 

 


 

 

Церковь Покрова Божией Матери


Село Карпово по документам известно с XVII в., но местные предания относят его основание к рубежу ХIV-ХV вв. и связывают с фамилией Карповых, потомков младшей ветви князей Смоленских-князей Фоминских, выехавших в XIV в. на службу в Московское княжество.
В начале XVII в село называлось Большовским, в 1646 г. входило в состав дворцовой волости Сельна. В нём стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. С конца XVIII в. село относилось к Ведомству уделов. В 1848 г. в нем стояла однопрестольная деревянная церковь с такой же колокольней.

Причт Покровской церкви состоял издавна из 2 священников, диакона, 2 дьячков, 2 пономарей. Настоятелем храма в 1848 г. был священник, исполнявший должность благочинного, Стефан Мефодиевич Лебедев, 44 лет, родился в Московской губернии, сын диакона. В 1826 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, и митрополитом Филаретом рукоположен во священника к данной церкви. По распоряжению Его Высокопреосвященства определен депутатом, духовником священноцерковнослу-жителей. Исполнял должность благочинного, был законоучителем в удельном Карповском сельском училище. К облегчению должности благочинного уволен от должности духовника.
Ныне существующая каменная церковь Покрова Божией Матери построена в 1860-х гг. на средства заводчика Гладкова. В конце XIX в. в селе насчитывалось около 1000 жителей. В день престольного праздника была ярмарка.
Церковь закрыта в 1939 г., колокола сняты ещё раньше, священник арестован. В 1990 г. руины переданы общине верующих.

 

 


 

Церковь Великомученика Георгия. Из книги...


Игнатьево на р. Дорке известно с XVI в. Сначала это была деревня, но после того, как в 1587 г. здесь была построена деревянная церковь Великомученика Георгия Победоносца, Игнатьево стало селом. Под 1713 г. в нём указана деревянная трёхпрестольная церковь
Великомученика Георгия, другие престолы - Пресвятой Троицы и мученицы Параскевы. В церкви служили два попа. В 1751 г. тщанием прихожан построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней. Причт церковный издавна состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В приходе было 500 дворов, в которых жили 2745 крестьян и 2983 крестьянки.

В 1837 г. служившие в храме с. Игнатьево священник Иаков Иоаннов, священник Симеон Харитонов, диакон Пётр Феодоров, дьячок Филипп Иванов, дьячок Димитрий Васильев, пономарь
Михаил Тимофеев, церковный староста Максим Ермолаев подписались под прошением о построении новой каменной церкви в своём селе. По просьбе жителей других селений прихода строительство нового храма разрешили в Речицах.
В 1848 г. в Георгиевском храме служил священник Матфей Трофимович Цветков (29 лет). Обучался в Московской Духовной семинарии. По классу греческого языка проходил лекторскую должность два года. В 1842 г. окончил курс наук со степенью студента (то есть был среди 14 лучших студентов данного выпуска). По рукоположении во священника определён на данное место. 2-й священник - Димитрий Евграфович Румянцев (23 лет), сын пономаря Московской епархии. «Обучался в Московской Духовной семинарии среди прочих наук сельскому хозяйству и медицине. По окончании семинарии в 1848 г. со степенью ученика 2-го разряда произведён во священника на данное место». В середине XIX в. с. Игнатьево было вотчиной статской советницы Анны Ивановны Шевич, которая в своей вотчине не жила. Ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь построена в 1865 г. по проекту архитектора Николая Ивановича Финисова (1830-1893). В советское время она не была разорена, сохранился богатый иконостас XVIII в. Рядом, в пос. Ново-харитоново, стоит Георгиевская старообряд¬ческая церковь, построенная в 1912 г по проекту Бориса Михайловича Великовского и по заказу владельца нескольких фарфоровых фабрик и стеклянно-хрустального завода Ивана Емельяновича Кузнецова, приходившегося двоюродным братом владельцу Дулёвского, Конаковского, Вербилковского, Рижского и прочих заводов Матвею Сидоровичу Кузнецову


Храм святого Георгия в селе Игнатьево (версия сайта "Речицкий народ")


Первое найденное нами упоминание о деревянной церкви вмч. Георгия (на погосте при деревне Игнатовской на речке Дорке Московского уезда Гжельской дворцовой волости Вохонской десятины) относится к 1587 г. (Скворцов Н.А. «Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век». Выпуск 1, М., 1911, стр.189). В середине XVIII века был построен новый храм, освященный 14 марта 1751 г. Но в 1768 г. произошел пожар и - здание сгорело. В 1773 г. из с. Петропавловского в с. Игнатьево перенесли деревянную церковь и освятили ее. Эта последняя и явилась, судя по всему, тем деревянным храмом, который простоял до 1957 г. Церковь собиралась «без единого гвоздя» из бревен осины, глава была крыта черепицей, и Митрополит Московский Филарет в 1862 г. лично рекомендовал настоятелю «поддерживать эту древность».

Первое найденное нами упоминание о деревянной церкви вмч. Георгия (на погосте при деревне Игнатовской на речке Дорке Московского уезда Гжельской дворцовой волости Вохонской десятины) относится к 1587 г. (Скворцов Н.А. «Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век». Выпуск 1, М., 1911, стр.189). В середине XVIII века был построен новый храм, освященный 14 марта 1751 г. Но в 1768 г. произошел пожар и - здание сгорело. В 1773 г. из с. Петропавловского в с. Игнатьево перенесли деревянную церковь и освятили ее. Эта последняя и явилась, судя по всему, тем деревянным храмом, который простоял до 1957 г. Церковь собиралась «без единого гвоздя» из бревен осины, глава была крыта черепицей, и Митрополит Московский Филарет в 1862 г. лично рекомендовал настоятелю «поддерживать эту древность».
В смутное революционное время храм был передан старообрядцам. Но со смертью последнего настоятеля (о. Зиновия) в 1929 г. богослужения прекратились. Храм опустел, и местные власти своевольно заняли его под зернохранилище. По решению председателя колхоза в 1957 г. храм был разобран.

Каменный храм с тремя престолами (во имя Живоначальной Троицы, во имя вмч. Георгия и во имя мч. Параскевы) был построен по благословению Митрополита Филарета на средства прихожан. Закладка храма состоялась 5 мая 1863 г. Возведение храма (по проекту архитектора Финисова) было вверено о. Стефану Лебедеву и церковному старосте Федоту Рушнову. Первым был освящен престол в приделе вмч. Георгия 16 декабря 1868 г., затем престол во имя мч. Параскевы 26 ноября 1871 г., и, наконец, в 1877 г. 10 июля престол во имя Живоначальной Троицы. Сведения, приведенные выше, почерпнуты из летописного свода, который был составлен по Указу Святейшего Правительствующего Синода от 1868 г. С 1868 г. по 1886 г. краткие записи, заносимые в летопись, представляют собой данные об изменении в причте, о публичных дискуссиях со старообрядцами, об изменениях в убранстве храма. С 1886 г. по 1890 г. летопись содержит много жалоб на материальное оскудение прихода из-за упадка фарфорофаянсового производства. Именно фаянс и фарфор, изготавливаемые на основе замечательных местных глин, издавна доставлял доход и славу гжельской земле. Земле, на которой и доныне стоит Георгиевская на Глинках церковь в селе Игнатьево. Последняя запись регулярной летописи, которую вели священники Георгиевского прихода, относится к периоду первой мировой войны, а именно 1915 г: «В 1915 году в составе причта произошла перемена. 18 августа псаломщик Сергий Владимиров Никольский был взят на военную службу. В этом же 1915 г. сентября 22 дня вследствие прошения причта и согласно журнального постановления Московского Губернского Правления от 20 апреля 1915 г. за №№ 2894 и 2895 уездным землемером Московской Губернии Иваном Туркевичем были возобновлены межи и межевые знаки Церковной Земли».
История Церкви в советский период изобилует не только трагическими событиями, но, прежде всего примерами стойкости подвижников христианской веры. Скудные сведения, почерпнутые из клировых ведомостей и устного предания, позволяют, к сожалению, лишь кратко описать это судьбоносное время. Последствием анархии и произвола, воцарившихся в России после октябрьской катастрофы, является самовольный захват приходской земли в 1917 г. местными крестьянами. Предположительно, в это же время (1917 - 1919 гг.) общине верующих становится невозможно содержать два храма, и деревянный храм передают старообрядцам. В каменном храме православные богослужения продолжались, несмотря на бедственное положение и гонения, которые обрушились на священнослужителей и прихожан. В 1926 г. за короткий срок были похищены серебряные ризы с икон мч. Параскевы (весом 4 ф.) и св. Георгия (3,5 ф). В 1935 г. были сняты колокола. По рассказам очевидцев, огромный колокол весом в 285 пудов был сброшен с колокольни и разбился.
В это время производились массовые аресты священнослужителей. Закрывались храмы. Но Георгиевский храм избежал этой участи. Лишь однажды, в 1941 г., храм был закрыт на месяц. Настоятелем в это время был о. Александр Некрасов (настоятель с 1909 по 1957 год). У оставшегося в одиночестве после ареста диакона о. Александра местные власти под угрозой физической расправы требовали ключи от храма. О. Александр был вынужден скрываться, совершая Литургии по ночам. По истечении месяца, когда гонения прекратились, в храме возобновились открытые богослужения.

Выведенный за штат по причине преклонного возраста и по состоянию здоровья о. Александр был заменен, поочередно, сначала о. Борисом, затем о. Михаилом. Оба по ходатайству «двадцатки» были удалены из прихода. Во главе прихода был поставлен о. Анатолий Кургаев (настоятель с 1957 по 1990 год), благодаря которому убранство храма в значительной степени обновилось: храм был подключен к электросети (середина 60-х), установлено паровое, а затем газовое отопление (начало 80-х), перекрыта новым железом крыша и купола. Своим ревностным служением Господу о. Анатолий снискал любовь и уважение прихожан. После его смерти в 1990 году настоятелем храма был назначен о. Валентин (Тимаков), являвшийся настоятелем по ноябрь 2002 года. В настоящее время настоятелем служит иерей Геннадий Иванов.

P.S.
Оригинал статьи находился на первом сайте игнатьевской церкви, который, после смены священника в 2002 году, к сожалению, прекратил своё существование.
Сохранить оригинал удалось благодаря коллективу сайта "Речицкий народ".

 


 

История Церкви Вознесения Господня села Речицы


Село Речицы на Егорьевской дороге в документах впервые упоминается в 1744 г. как деревня Гжельской дворцовой волости. В XIX в. село относится к Удельному ведомству. В Речицах бурно развивалось производство майолики. В начале XIX в. имелось семь заводов, в 1824 г. уже 36. Лучшим был завод братьев Фёдора и Ивана Тереховых, основанный в 1821 г. Сначала он выпускал полуфаянс, а с 1829 г. фаянс и фарфор.
Деревня Речицы была в большом и богатом приходе Георгиевской церкви с. Игнатьево. В августе 1837 г. от священнослужителей, церковнослужителей, старосты и прихожан церкви Святого великомученика Георгия в с. Игнатьево в Глинках было отправлено прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета

«Вместо деревянной церкви и колокольни желаем мы по приложенному при сём нашем прошении фасаду и плану построить каменную с таковою же колокольней во имя Вознесение Христово с двумя теплыми приделами: 1-й Святого Великомученика Георгия, 2-й Святой великомученицы Параскевы, на церковную сумму, значащуюся по приходным церковным книгам 29 270 рублей ассигнациями и всего до 50 000. Посему Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим благословить наши начинания во славу Бога и святых Его, дать храмоздательную грамоту, и на сие наше прошение учинить архипастырскую резолюцию. К сему прошению Георгиевской на Глинках священник Иаков Иоаннов руку приложил, той же церкви священник Симеон Харитонов руку приложил, диакон Пётр Феодоров. дьячок Филипп Иванов, дьячок Димитрий Васильев, пономарь Михаил Тимофеев, церковный староста Максим Ермолаев и множество крестьян». Резолюцией от мая 1838 г. Московская Духовная консистория разрешила построить храм. По примерной смете на построение новой каменной церкви с двумя тёплыми приделами и колокольней требовалось 126 503 рубля 25 копеек. В приходе Георгиевской церкви состояли крестьяне деревень Речицы, Новохаритоново, Володино, Жирово, Бахтеево, Турыгино, Меткомелино. Они оказались против возведения новой церкви в с. Игнатьево, их больше устраивало место на Большом Касимовском тракте, между деревнями Речицы и Новохаритоново. А деревянную церковь в с. Игнатьево они уничтожать не желали, хотели оставить её кладбищенской, потому что при ней с давних пор было кладбище, и крестьяне обещали поддерживать её починкой. На новую церковь на Касимовском тракте крестьянин д. Речицы Афанасий Львович Киселёв обещал пожертвовать 500 000 штук фасного кирпича, 10 000 пудов извести или более, сколько будет потребно. Священники Георгиевской церкви объяснили, что они не согласны на строительство на Касимовском тракте и на разделение комплекта священно-церковнослужителей на два, так как в случае построения церкви не в Игнатьеве, являющемся как бы центром всех сёл, для жителей некоторых селений новая церковь будет на значительном расстоянии.
В Ноябре 1842 Г Московская Духовная консистория вынесла решение о дозволении удельным крестьянам между д. Речицы и Новохаритоново построить новую каменную церковь с отведением к оной из с. Игнатьево на Глинках одного комплекта священноцерковнослужителей. Новый храм предполагался во имя Вознесения Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святого великомученика Георгия. В 1843 г. был произведён подушный сбор денег, давший 6212 рублей серебром. В мае 1844 г. была выдана сборная книга для записи подаяний от доброхотных дателей на украшение строящейся церкви на имя крестьянина д. Речицы Сергея Васильевича Фартального. По книге за год было собрано 28 рублей 6 копеек. За незначительностью суммы следующая книга была выдана на имя крестьянина д. Жировой Ивана Фёдоровича Федяшина.
Ныне существующая каменная церковь Вознесения Господня была построена в 1860 г. Храм трёхпрестольный, другие престолы - Казанской иконы Божией Матери и Великомученика Георгия Победоносца. В конце XIX в. пристроены трапезная и колокольня.
В 1876 г. в селе открыто начальное училище. В 1883 г. - земская больница. К 1899 г. Речицы - самое крупное село Гжельской волости, в нём около 1400 жителей.
В советское время в Речицах уничтожено древнее старообрядческое кладбище с деревянной церковью.

 

 

Церковь Вознесения Господня. История храма с официального сайта


Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.

И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.

Храм Вознесения Господня в селе Речицы находится на 38 километре Егорьевского шоссе. Впервые село Речицы в документах упоминается в 1744 году, как деревня Гжельской дворцовой волости. В 19-ом веке деревня относится к Удельному ведомству. Основной специализацией жителей было производство майолики. Хорошее месторасположение, быстрый рост населения способствовали увеличению количества заводов. Если к началу 19 века их было семь, то в 1824 году уже тридцать шесть. Для удовлетворения духовных потребностей был необходим храм.

И вот на средства купцов, промышленников, и простых людей в 1859 году была построена церковь. Весной, 26 марта 1860 года высокопреосвященнейшим митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Храм построен по типовому проекту архитектора Тона. По плану вокруг главного купола на четырёх углах должны были быть поставлены четыре малых купола. Но средств не хватило, и здание имеет свой нынешний вид. Тем-же объясняется и отсутствие в алтарной части апсиды. Главный придел храма имеет (почти уникальный ныне) резной липовый иконостас замечательной работы. По штату храму полагался священник, диакон, дьячёк и пономарь. Первым священником в новой церкви стал отец Константин Попов, диаконом Пётр Хивский.

Шесть лет служба шла в Вознесенском главном приделе, пока шли работы по устройству боковых приделов. Они сделаны проще, скромнее, но в своей симметрии хорошо вписываются в общий интерьер храма. В 1866 году, 9 октября были освящены антиминсы для священнодействия в Казанском и Георгиевском приделах. Теперь храм соединил в себе три придела: в честь Вознесения Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери, как одной из наиболее чтимых на Руси, и придел Великомученика Георгия Победоносца (о том что народ Гжели имел особое почитание этого святого говорит и тот факт, что в соседнем селе Игнатьево в 1863 году была построена церковь "Георгия на глинках".

Храм Вознесения имел большое значение в жизни прихожан села Речицы. С первого дня своего основания много внимания уделялось благотворительности и просвещению. Собирались средства в пользу бедных духовного звания, пожертвования на открытие школы. В 1876 году открыто начальное училище. Первым учителем был диакон Александр Разумовский.

Но, богослужение в храме зимой сопровождалось неудобством: было холодно так как здание не отапливалось. Стараниями прихожан, и с пощью добровольных приношений с других мест был сооружён храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла. Он пристроен к летнему храму, и ниже и уже его по размеру. Это позволило сделать возможным отопление при помощи двух печек,облицованных кафелем, выработанным на Коняшинском заводе (ныне не существующем). До нас дошла запись на проекте иконостаса для алтаря в честь апостолов Петра и Павла. Надпись гласит: "1899г. Сентябрь 29. Разрешается и благославляется устройство иконостаса по сему плану. Владимир, Митрополит Московский". Таким образом в начале 20-го века открылось богослужение в Петропавловском приделе. Вместе с новым храмом была построена мощная колокольня.

Теперь в зимнее время служба идёт в храме Петра и Павла. Последняя летняя служба совершается в Вознесенском храме на Покров Божией Матери. А в первый день Пасхи,по традиции служба совершается в летнем храме, в главном приделе.

Вознесенский храм села Речицы никогда не закрывался. В этом нужно отдать должное памяти протоиерея Иоанна, служившего в послевоенные годы,когда храм был на грани закрытия.

Особых внутренних изменений храм не претерпел. Отопление было переведено на водяное. Обе печки были снесены(последняя в 1979 году). В том же году была полностью перекрыта крыша летнего храма с заменой обрешётки и балок. В 1947 году,во время грозы, от удара молнии произошёл пожар на колокольне. Пострадал купол колокольни, который был восстановлен уже несколько иначе только в 1998 году. Стены храма расписаны не были, но были отштукатурены и покрашены. Только в 1981 году был расписан алтарь зимнего храма, а в 1985 году обновлены стены, где на южной стороне была нанесена фреска изображающая Успение Божией Матери.

В храме имеется чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери. С этим местночтимым образом происходили многолюдные крёстные ходы от Егорьевска до Бронниц. В настоящее время сей благочестивый обычай почти утрачен, и сохранился лишь в местном значении. Сейчас в деревне Жирово происходит встреча крёстных ходов из приходов Георгиевского храма села Игнатьево, Покровского храма села Карпово и Вознесенского храма села Речицы. Торжество завершается молебном с акафистом в честь чудотворной иконы.

В своё время хор речицкой церкви был многолюден. Только мужчин насчитывалось 12 человек. В зимнем храме хор не умещался на клиросе, и пели посреди храма. В репертуаре было много нотных произведений. О профессионализме хора говорит тот факт, что Святейший патриарх Пимен, ещё в бытность свою митрополитом Крутицким Коломенским, будучи проездом,специально останавливался послушать пение хора. Сейчас хор гораздо более скромен. Совсем недавно им управлял известный регент Василий Мамчур.

В настоящее время настоятель церкви-священник Григорий(Иванов), который всё своё время и силы отдаёт храму. Силами прихожан храм украшается и благоустраивается. Произведены большие работы по очистке территории. В 1999 году был перекрыт купол летнего храма. В 2000 году перекрыта крыша. Ведутся большие работы по отоплению холодного Вознесенского храма. Храм имеет не плохую приходскую библиотеку. Будет открыта воскресная школа.



 
Печать Комментариев - 0 Просмотров - 14966 Автор - journalist Дата публикации - 17-05-2011, 18:53

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.